воскресенье, 18 апреля 2021 г.

Летом 2019 года в Красноярском крае происходили одни из сильнейших, за последние годы, лесных пожаров. Помимо причин и условий их возникновения были также некоторые обстоятельства, вносящие свое деструктивное влияние в процесс ликвидации опасных очагов, а именно отсутствие возможности создания общего информационного поля, в которое были бы вовлечены, в том числе и гражданские пользователи технических радиосредств. Текущее состояние радиовещания в России По оценке академика Международной академии связи С. Комарова, в технологическую эпоху интернета и цифрового вещания развитие сегмента российского радиовещания происходит однобоко, - широко распространенные аналоговые FM[1]-станции заполонили весь эфир более-менее крупных городов, в то же время остались совсем не охваченными радиовещанием обширные территории удаленных северных и приравненных к ним регионов, наладить радиовещание в которых лишь FM-технологиями невозможно. Другими альтернативными диапазонами радиовещания являются длинные, средние и короткие волны, что выглядит следующим образом: Виды волн Диапазоны частот Максимальная дальность распространения Длинные волны (ДВ) в номиналах частот 153 – 279 кГц до 2000 км. Средние волны (СВ) в номиналах частот 522 – 1602 кГц до 500 км. Короткие волны (КВ) в номиналах частот 3200 - 26100 кГц до 3500 км. С 2012 года централизованное радиовещание на данных волнах было прекращено. И в настоящий момент в России действует всего 13 радиовещательных станции, работающие на КВ и СВ: в Москве – 9 СВ-станций, на территории Ленинградской области, Хабаровского края – по одной СВ-станции, в Якутии – 2 КВ-станции. Вместе с тем, данная ситуация усугубляется занятием ранее использовавшихся отечественных радиочастот иностранными вещательными станциями, передающими собственный информационный контент, отвечающий геополитическим, экономическим и социокультурным интересам этих стран. Текущее положение стало следствием общего, комплексного накопления причин, связанных с отсутствием федеральной политики развития в области радиовещания, повсеместным износом оборудования ДВ-, СВ-, и КВ-радиоцентров, развертыванием гражданского строительства вблизи антенных полей и передающих центров, худшим качеством передаваемого сигнала на ДВ, СВ и КВ по сравнению с УКВ, а также высоким уровнем эксплуатационных расходов. Наряду с этим последние 20 лет активно развиваются технологии спутникового радиовещания, что представляет собой традиционные FM-станции, которые, находясь, например, в Москве, передают контент через спутник на большие расстояния, в населенные пункты, не имеющие собственных теле- и радиоцентров. Данные сложности связаны с особенностью физики радиоволн, в соответствии с которой распространение УКВ-сигнала происходит максимум на 150 км., и это в условиях прямой видимости. В то же время активное внедрение на государственном уровне цифровых решений вещания можно расценить в определенной мере как ограничение конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, поскольку предлагаемые провайдерами-операторами технические решения имеют ощутимую стоимость получения услуги (спутниковая передача данных). В этой связи остается весьма спорной возможность широкого и свободного получения данной услуги абсолютно всеми жителями отдаленных северных и приравненных к ним районов, хотя Правительством РФ и предпринимаются соответствующие мероприятия в рамках существующих нацпроектов. Одновременно с этим стоит заметить, передача и получение информации может осуществляться не только обозначенными выше по тексту настоящей записки мерами, а также при помощи постепенно развивающейся в любительском диапазоне гражданской радиосвязи (т.н. Си-Би диапазон – 27 МГц[1]), который в настоящее время получил широкое распространение у водителей большегрузных автомобилей и автопутешественников. К сожалению, об их численности, количестве радиостанций во владении, ничего сказать нельзя, так как регистрация подобных устройств отменена с 2011 года, тем не менее, эксперты рынка отмечают широкое распространение данного вида связи. Вместе с тем слабой ее стороной является ограниченный радиус покрытия, что составляет в лучшем случае до 15 км. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Россия не имеет общего и равномерного покрытия территории страны существующими видами услуг предоставления информации и связи.   Текущее состояние и возможности радиооповещения МЧС России Во исполнение Указа Президента России от 13 ноября 2012 г. за № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России были развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения. В рамках реализации данного Указа и в целях совершенствования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций 2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи». Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности. На основании выше изложенных решений в частности в районных центрах Красноярского края были проведены мероприятия по развертыванию служебной сети КВ-связи, которая была призвана реализовать задачу централизованного диспетчерского оповещения о ЧС. К моменту реализации система была представлена двумя фактическими сетями: внутрирегиональной сетью КВ-радиостанций районных пунктов Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС), и сетью «КрасСпас» - добровольной радиолюбительской аварийной службой, действующей при координации ЕДДС края. На текущий момент, по общему мнению специалистов, работоспособность служебной КВ-связи ЕДДС даже с учетом проведенного технического перевооружения и модернизации вызывает в известной мере вопросы о ее работоспособности. В то время как деятельность КрасСпаса к настоящему моменту приостановлена полностью в виду отсутствия финансовой поддержки движения. В результате такого положения охват территорий районов Красноярского края остается не достаточным и не соответствует предъявляемым требованиям о гарантированном диспетчерском оповещении.   Полномочия и возможности сферы транспорта в условиях предупреждения ЧС В соответствии с Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. за № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», весь летный состав воздушных судов РФ обязан информировать диспетчеров службы Росаэронавигации обо всех ЧС и прочих ситуациях, которые, по мнению экипажа, являются важными. Также, подобной практики придерживаются и все экипажи морских и речных судов РФ (хотя нормативная база отсутствует), в случае обнаружения ЧС и прочих ситуаций, по своему усмотрению докладывают диспетчерам, руководству компаний, органам местного самоуправления, о визуально наблюдаемых ситуациях, требующих участия соответствующих экстренных служб.   Возможности спутниковой связи в обеспечении информирования о ЧС В настоящее время в мире действует 11 систем спутниковой связи и навигации, земные станции[2] для которых выпускают 9 крупных производителей, в том числе и Россия. В интересах государственных органов власти, в части предупреждения о ЧС, организация спутниковой связи дает следующие возможности: мониторинг возникновения ЧС, экстренное оповещение регионов при угрозе ЧС, мониторинг опасных объектов и территорий, предоставление каналов связи в ЧС. Одновременно с этим данные системы не лишены недостатков, самым критичным из которых, в числе прочих и узкоотраслевых, является риск отключения аппаратуры связи от источников энергоснабжения при наступлении ЧС, что в известной степени не коснется систем подвижной и мобильной аппаратуры спутниковой связи. Однако по причине своей высокой стоимости, как покупки, так и эксплуатации, спутниковые телефоны мало распространенное оборудование на территории страны, поэтому говорить об эффективности спутниковой связи в деле предупреждения ЧС пока преждевременно.   Зарубежный опыт некоторых стран в организации оповещения о ЧС В США действует Аварийная система оповещения (Emergency Alert System, EAS). Система управляется Федеральным агентством по связи, Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях, и Национальной Метеорологической Службой. Для работы системы используется радио в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ); эфирное телевидение кабельное телевидение. Также сообщения передаются по федеральной системе NWR[3], которая осуществляет вещание в УКВ диапазоне. В Канаде действует Национальная система общественного оповещения Alert Ready. Система управляется Федеральной аварийно-спасательной службой, министерством охраны окружающей среды Канады через сеть вещательных компаний. Оповещения о погодных и других ЧС распространяются через теле- и радиовещание в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ). Также существует Погодная информационная сеть (The Weather Network), которая передает предупреждения о ЧС по телевидению и через свои сервисы и приложения. В Японии действует общенациональная система предупреждения населения в Японии J-Alert. Управление системой осуществляет Японское метеорологическое агенство, которое через Автоматическую систему центрального оповещения информирует граждан о ЧС. В составе системы действуют 9 каналов эфирного телевидения, 9 радиовещательных станций в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ). Во всех выше перечисленных странах организовано аналогично российской системе уличное оповещение посредством городских, производственных и объектовых электросирен, громкоговорителей, а также реализованы автоматизированные системы оповещения мобильных операторов связи. Вместе с тем, характерным моментом, заслуживающим пристального внимания, является сохранение вещания на СВ (АМ). В этом рассуждении осуществление деятельности СВ-радиостанций выглядит вполне логичным решением, учитывая дальность распространения средних радиволн, которая составляет до 500 км. от радиоцентра либо ретранслятора. Комплексный подход к организации районного радиовещания и диспетчерского оповещения На основании выше изложенной информации предложен новый взгляд на организацию районного радиовещания, а также диспетчерского оповещения специальными службами о возникновении, условиях и режимах ЧС (см. прил. 1). В настоящем предложении предпринята попытка комплексного межведомственного подхода, реализованного на основе двух вариантов возможности FM/УКВ и КВ-радиовещания, а также на вовлечении общественности в процесс информирования и уведомлении о ЧС. Первый вариант представляет собой возможность организации FM-радиовещания с использованием земной станции спутниковой связи, когда трансляция передач, например, любой московской FM-радиостанции принимается локальным ретранслятором в районном пункте ЕДДС, и далее осуществляется аналоговая FM-трансляция через обычное вещательное антенно-фидерное оборудование на территорию района. В случае наступления ЧС либо возможности наступления ЧС, дежурный районного пункта ЕДДС приостанавливает FM-трансляцию, и на данной частоте производит оповещение населения о какой-либо опасности. Второй вариант аналогичен первому, однако основан на организации регионального КВ-радиовещания с приемом сигнала через спутник с частичной возможностью получения обратной связи от граждан-радиолюбителей, проживающих в северных районах края. В этом рассуждении ретрансляция FM-вещания на КВ-частотах позволит обеспечить гарантированное покрытие территории северных районов КВ-радиосигналом, и в том числе обеспечить диспетчерское оповещение. В рамках данных мероприятий возможно восстановление деятельности сети КрасСпаса, что позволит обеспечить вовлечение общественности, формирование активной гражданской позиции, создание условий для развития социокультурной среды и информационной связанности районов. Вместе с тем, формат, методы и подходы к восстановлению деятельности КрасСпаса нуждаются в дополнительном поиске вариантов и оптимизационной проработке. С технической точки зрения у края все для этого имеется, как то: а) большой радиолюбительский хаб в Емельяновском районе; б) местный производитель радиотехнических средств и продукции. Третий вариант предполагает вовлечение в процесс информирования и оповещения о ЧС граждан-владельцев Си-Би-радиостанций при организационной поддержке ЕДДС края. Видение построения сети строится на размещении в районных пунктах ЕДДС стационарных автоматических Си-Би-репитеров, с возможностью принятия и передачи сообщений сотрудниками ЕДДС районов. И хотя высказанное предложение является в определенной мере спорным и неочевидным, принимая во внимание площади края, и, как было отмечено выше по тексту, слабой стороной данной сети является малый радиус приема-передачи, в то же время компенсация этого недостатка предположительно возможна за счет реализации комплексного подхода к решению задачи диспетчерского оповещения о ЧС, осуществление пропаганды активной гражданской позиции, участия граждан в жизни края и районов, что может привести к синергетическому эффекту в данной области в целом. Общее руководство комплексной сетью и распорядительными функциями целесообразно было бы наделить Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Правительства Красноярского края. Реализация предложенного подхода позволит при сравнительно небольших расходах обеспечить, в виду технических особенностей, стабильную и гарантированную связь на всей территории региона при любых режимах и условиях ЧС, восстановить связанность районов, что на порядки дешевле любой системы мобильной и спутниковой связи. Дальнейшее развитие сети может быть сопряжено как с коммерческой, так и с некоммерческой деятельностью радиовещания, например, по пути повторения зарубежного опыта: создания студенческих и радиолюбительских вещательных станций. Приложение 1. [1] Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах. [2] VSAT (сокр. от англ. Very Small Aperture Terminal) — малая спутниковая земная станция, то есть терминал с маленькой антенной. [3] NOAA Weather Radio - это автоматизированная круглосуточная сеть метеорологических радиостанций VHF FM в Соединенных Штатах, которые передают информацию о погоде непосредственно из ближайшего офиса Национальной службы погоды. [1] от англ. frequency modulation – частотная модуляция, вид аналоговой модуляции, при котором информационный сигнал управляет частотой несущего колебания. По сравнению с амплитудной модуляцией (АМ) здесь амплитуда остаётся постоянной. В то время как сам диапазон относится к ультракоротким волнам (УКВ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий