воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Часть первая. Подготовка и прибытие на Таити. Почему именно Питкэрн? Этот вопрос мне задают наиболее часто. На него не просто ответить. По поводу VP8/o, FT5ZM, 3Y0 было ясно. Антарктика, льды, расстояния... Это всегда было главной причиной. Совсем не так с Питкэрном. Меня увлекают экспедиции в труднодоступные места, с тяжелыми условиями, которые бросают тебе, и твоим товарищам вызов, места, поражающие своей красотой и суровостью.  Это выросло из моей любви к снежным горам и ледникам Памира. Поэтому Антарктика и привлекала меня. Можно сказать с детства. А вот остров Питкэрн никак не подходил под эти стандарты. И почему же я поехал? Постараюсь объяснить, что повлияло на мое решение участвовать. Первая причина – это наша неудачная поездка на Буве. Много сил и ресурсов оказалось потрачено впустую. Этот досадный результат очень сильно сказался на будущих планах. В принципе, после Буве, была мысль «уйти на пенсию». Ничего более сложного уже не будет, а места попроще уже не так интересны. Но все обернулось так, что последние 700 метров нам не покорились. Не здесь разбирать чья это вина. В свое время Ральф K0IR очень хорошо озвучил свои выводы, которые целиком отражают ситуацию. Просто, если придётся излагать все мне, получится очень нелитературно. Тем не менее, после всех перипетий в Чили и ЮАР, наш контейнер с оборудованием вернулся в США. Встал вопрос, что с этим делать дальше. Возникла идея переговорить с донорами 3Y0Z, и попросить оставить оборудование для проведения экспедиции в менее сложную географическую зону, но достаточно редкую для охотников для DX. Выбор нашего лидера и предводителя K0IR пал на Питкэрн. Он стоял достаточно высоко в рейтинге Clublog. Дело еще в том, что туда периодически наведывалось судно Braveheart-наши давние друзья и партнеры. У них действовал контракт с правительством Новой Зеландии на обеспечение Питкэрна . Поэтому они выполняли туда регулярные рейсы. Они могли взять нас с собой по пути, что позволило не фрахтовать их судно полностью. Это не стоило таких баснословных денег. Так как территория не входит в Топ 10, то было принято решение в главные донорские фонды не обращаться, и все сделать самим, но, разумеется, с благодарностью принимать все пожертвования. В середине 2018 года, Ральф написал узнать мое мнение по поводу VP6. Мне это предложение показалось не очень заманчивым. Конечно, Питкэрн очень экзотичное место, практически антипод Таджикистану, однако потратить более месяца своей жизни на такую экспедицию я не особо жаждал. Слишком тепло и просто, подумал я. Однако Ральф посоветовал не торопиться с отказом, и сказал, что я могу отказаться на любом этапе, а сейчас ему нужна кое-какая помощь в организации. И конечно я согласился. Помогать надо всегда. Через какое-то время он высказал такую мысль, что если я не поеду, то кто-то другой будет первый раз использовать «мою антенну» на 160 метров. Опытный политик Ральф знал чем меня зацепить. Теперь подробнее об антенне. Дело в том, что во время экспедиции на остров Амстердам, мы сделали из неиспользованных секций и пластиковых труб очень эффективную антенну. Тогда мы провели 3500 связей на 160 м, и эта антенна стала известной. Ею заинтересовались ребята из DX Engineering, и в ходе подготовки к экспедиции на Буве,  пригласили меня к себе в офис. Попросили рассказать о моей чудо-антенне, и спросили, что бы я хотел взять на далекий остров. После моей презентации и нескольких часов обсуждений, они выслушали все мои пожелания и идеи, и уверили, что сделают для 3Y0Z то, что я просил. Это звучало очень многообещающе. Волею судьбы, на этой встрече присутствовал и Андрей RA6LBS, который всячески способствовал продвижению данной идеи, используя свой богатый опыт. Ниже приведены некоторые детали конструктива антенны FT5ZM. [widgetkit id="1" name="EY8MM галерея 1"]  DX Engineering сдержали свое обещание и произвели на свет красавицу антенну высотой 30 метров. Для экспедиции на Буве было сделано две такие антенны, и приложен блок фазирования. Тим K3LR аргументировал это тем, что это для того, если «Нодир вдруг захочет сигнал погромче». Спасибо DX Engineering! Зная все это, Ральф K0IR, знал о чем говорить и как убеждать. Так что его довод был убедительным, и я принял решение ехать. [widgetkit id="2" name="EY8MM - VP6R галерея 2"]  Такого рода путешествия для гражданина Таджикистана, задача непростая. Помимо всех остальных трудностей, главная-это получение всех необходимых виз. Ведь добираться на тот край света предстоит через много стран. А край света это именно тот случай, когда это не оборот речи, а самая дальняя от твоего дома часть планеты. После изучения вопроса выяснилось, что мне необходимо три визы: американская, виза Французской Полинезии, и самого Питкэрна. Первая виза была самой простой. В США мне приходится ездить по работе, поэтому получить очередную визу не составило труда. Питкэрн является тихоокеанской заморской территорией Великобритании, и я уже представлял себе длительный процесс выяснения деталей запроса такой визы. Наверняка за визой на Питкэрн обращаются не часто, особенно граждане Таджикистана, поэтому мне представлялись десятки звонков и уточнений. Но оказалось все просто. Мне сообщили, что если визит до двух недель, и я прибываю и убываю на том же судне, то они делают все документы на месте. Осталась только Французская Полинезия. В Душанбе нет Французского консульства, и в посольстве меня перенаправили в генеральное консульство Франции в Астану. Пришлось ехать и получать визу там. А это перелеты и неделя ожидания в гостинице. Тем не менее приятные встречи с радиолюбителями скрасили время ожидания визы. Наконец пришло время отправляться в путь и десятого октября я вылетел из Душанбе. Чтобы добраться до Питкэрна мне предстояло преодолеть по воздуху и морю примерно 23,500 км в одну сторону. Воздушная часть прошла без приключений. Наша команда начала собираться в Папеэте (остров Таити), Французская Полинезия. Отсюда нам предстоял еще один перелет до отдаленного уголка этой территории – острова Мангарева. Мангарева находится на востоке страны, в составе архипелага Гамбье, и является ключевой перевалочной базой для тех, кто планирует посетить Питкэрн. У нас был день в Папеэте, чтобы передохнуть и дождаться всех членов команды. Самолет до архипелага Гамбье летает только раз в неделю, поэтому именно его расписание являлось ключевым, при планировании нашего маршрута. Город Папеэте был мало знаком мне и большинству из моих знакомых дома, однако название острова, на котором этот город расположен знают все. Причем все, поголовно, выстреливают фразу из любимого мультфильма, что не были они ни на каких Таити, и что кормят их и тут хорошо. Основная часть экспедиционеров прилетела из Лос-Анджелеса. Мы встретились в аэропорту перед самым отлетом уже после регистрации, так как у всех были стыковочные рейсы. Только Hawk SM5AQD летел через Сан-Франциско, а Hal JR4OZR летел напрямую из Токио. Аэропорт Папеэте оставил приятное впечатление, и сразу же почувствовалась экзотика тропической страны. Перед пограничным контролем девушка танцевала полинезийский танец под аккомпанемент двух музыкантов. Все были одеты в яркие национальные костюмы, а мелодия успокаивала слух после многочасового прослушивания гула двигателей самолета. Пограничник, повертев мой паспорт, поставил печать и пожелал хорошего отдыха. Видимо каждый день видит таджикский документ. Получив багаж мы дружно отправились в гостиницу, которая находилась в пешей доступности. Однако, пришлось резко подниматься в гору. С чемоданами это было проблематично, но сообща справились с первыми трудностями. Номера были еще не готовы, так как мы приехали очень рано утром. Мы поехали осмотреть город, чтобы не терять время даром. [widgetkit id="3" name="EY8MM - VP6R галерея 3"]  Папеэте (в переводе с таитянского «вода из корзины») оказался милым городком, с парками, чистыми улицами, ухоженными двориками и раскрашенными домиками. Городок не большой для столицы, всего 25 тысяч населения. Но из-за вулканического происхождения острова, он вытянут вдоль береговой линии на километры, поэтому пешком тут не очень погуляешь. Остров состоит из двух частей и напоминает цифру восемь. Таити является главным островом архипелага Острова Сообщества. Кстати, Таити и Питкэрн являются главными местом действия истории мятежа на корабле "Баунти". Я остановлюсь на этом немного позже, так как эта история более известна англоязычным любителям истории и литературы, и к нашей экспедиции она имеет непосредственное отношение. Утром следующего дня экспедиция VP6R официально началась. Все собрались в холле гостиницы и начали обсуждать текущие вопросы. Их было много. Наш руководитель и инициатор экспедиции, который готовил ее с самого начала, неожиданно выбыл из состава за пять дней до отправления. Ральф K0IR по медицинским причинам должен был остаться дома, что опечалило всю команду. Лично я был очень расстроен. В первую очередь из-за здоровья Ральфа. За три предыдущие совместные экспедиции я проникся глубоким уважением к нему как человеку, радиолюбителю и руководителю. Гленн W0GJ взял на себя управление. По его словам, он просто вел все на автопилоте, настолько Ральф все хорошо подготовил, и продумал до мелочей все детали. Все понимали, что главное его здоровье, и нам пришлось просто смириться с потерей Ральфа в составе. Мы обсудили много вопросов, в том числе и график работы в эфире. Помимо стандартного отведенного времени на оператора, мне дали карт-бланш по работе на 160, что позволяло мне свободно заниматься только Топбендом. Правда попросили «поделиться» временем на Топе, когда весь сетап запустится. Обговорили много процедурных вопросов и нюансов. По ходу действия знакомились с новыми членами команды. Я первый раз путешествовал с EA3HSO, K0PC, K9NW и W0VTT. Все оказались отличными парнями, и с первых минут знакомства они влились в коллектив. После обстоятельного обсуждения, все были готовы немного побыть турситами. Город мы осмотрели и мы выдвинулись исследовать остров. Мы заказали пятичасовую экскурсию, чтобы посетить основные достопримечательности, и полюбоваться тропическими видами. Впечатления несколько подпортил дождь, но было интересно. Большинство туристов на Таити не задерживается. Все едут дальше на острова Мореа, Бора-Бора и другие, более привлекательные для любителей водных процедур. Мне очень понравились скалистые вершины этого вулканического острова, но времени было мало, поэтому оставалось только сидеть в микроавтобусе и наслаждаться туристическими прелестями. Тем не менее здесь есть что посмотреть. {gallery}4{/gallery} На этом хочу закончить первую часть, и перед тем как начать читать вторую, рекомендую посмотреть фильм «Баунти» 1984 года с Мелом Гибсоном и Энтони Хопкинсом. Часть вторая. Путешествие из Папеэте до Питкэрна 15 октября. С первыми лучами солнца мы отправились в аэропорт. Нам предстояло совершить перелет до архипелага Гамбье, чтобы там пересесть на судно «Braveheart». До экспедиции, не особо разобравшись в ситуации, я спрашивал себя, почему билет на местные авиалинии стоит так дорого. Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на карту Французской Полинезии с сравнить с Европой. Расстояния между островами просто шокировали, когда разобрался, насколько они далеко друг от друга. Перелет занял четыре с половиной часа на турбовинтовом самолете ATR-72. Он летел на высоте пяти тысяч метров, что дало мне возможность сделать несколько интересных кадров. Примерно на середине пути мы сделали запланированную посадку в аэропорту Хао. Там вышли несколько пассажиров, и мы отправились дальше. Все острова, которые мы пролетали были кораллового происхождения. Классические атоллы во всей своей красе. К сожалению, иллюминаторы самолета не отличались чистотой, поэтому по-настоящему хороших кадров не получилось. По ручному GPS и картой на телефоне я находил названия атоллов, которые не смог запомнить из-за труднопроизносимости. Но это было развлечение помогавшее как-то скоротать долгие часы перелета. [widgetkit id="4" name="EY8MM - VP6R галерея 4"]  Наконец мы приземлились в аэропорту Тотегегие. Аэропорт расположен на одном из коралловых рифов острова Мангарева. Его площадь составляет всего 0,1 кв. км, и кроме взлетно-посадочной полосы и небольшого навеса от солнца, там больше ничего нет. Чтобы попасть на главный остров нужно получить багаж, и вместе с остальными пассажирами пересесть на паром, который за сорок пять минут довезет Мангарева. Там нас ждал Braveheart и его капитан Мэтт Джоли. Мы давно не виделись, и встреча была очень теплой. Это была моя третья экспедиция на этом судне, поэтому нам было что вспомнить. Капитан Мэтт и команда быстро перетащили наши вещи на палубу. Ему надо было уладить какие-то формальности с местными властями, оформить выезд в миграционном офисе жандармерии. Он собрал паспорта и отправил всех готовиться к отходу. Наказав всем быть на судне не позже 16:30, он предоставил нас самим себе. Пристань находилась в самом центре поселения Рикитеа. Народ тут занимается выращиванием черного жемчуга. Как мне рассказали, вода тут очень чистая и правильной температуры для лучшего роста жемчужин. На понтонах в заливе стоят несколько цехов, где обрабатывают раковины, и развешивают на специальных сетях. Главной достопримечательностью деревни была церковь святого Михаила. Непропорционально большая для такого поселения, где живет 600 человек. Но не посетить ее было нельзя, и первым делом я отправился туда. В церкви никого не было. Я спросил у местной детворы, можно ли зайти, и они утвердительно закивали. Сделав несколько кадров, я отметил, что распятье украшено перламутровыми раковинами. Очень необычно. [widgetkit id="5" name="EY8MM - VP6R галерея 3"]  На острове много памятников древней полинезийской культуры, но времени осталось только пройтись по деревне и сделать кое-какие покупки в местной лавке. В 16:30 все собрались на судне. Вещи были уложены, команда готовилась к отплытию. Нам предстоял 36-часовой переход до цели нашей экспедиции. По прогнозу был дождь, но сильного ветра не ожидалось, поэтому морской переход не сулил особых трудностей. Хотя некоторые члены экспедиции, с большим трудом переносят морские путешествия. Хочу особо отметить их решимость участия в подобных экспедициях. Они идут на это зная заранее, как им будет плохо. В 17:00 мы отчалили, и наше морское путешествие началось. Тихий океан полностью оправдал свое название. Высокой волны не было и судно практически не качалось. Даже не верилось, что такое возможно. Постепенно все разошлись по своим каютам и каждый как мог коротал время поездки. Обычно я стараюсь проводить максимум времени на верхней палубе, в надежде поймать удачный кадр. Но на этот раз мне совсем не везло. Птиц практически не было, а киты и другие морские животные попрятались. Пару раз промелькнули косяки летающих рыб, но их снимать практически невозможно. Они настолько быстрые, что я не успевал даже понять, что надо хватать камеру. Поэтому ограничился кадрами закатного неба. {youtube}IB3osSSoThw{/youtube} Чтобы не вставать на якорь в темноте, Мэтт настроил автопилот так, чтобы мы подошли к Питкэрну к рассвету 17 октября. Примерно в четыре утра я поднялся к нему на мостик. Светало, но силуэты острова уже были отчетливо видны. Мэтт посоветовал спуститься за чашкой кофе. На малом ходу мы подходили к острову. Мэтт сказал, что в шесть утра бросят якорь, как он и планировал, но раньше восьми ждать высадки нам не стоит. Хотя остров и маленький, но порядок и рабочее время должны соблюдаться. Пока пили кофе, Мэтт рассказал, что после нашей экспедиции судно уйдет к мысу Горн. Там они подберут ученых и будут метить китов у берегов островов Южная Георгия. Это замечательно красивые места. В прошлом году я был в том районе, но высадиться на острова не было возможности. После этого они заберут команду экспедиционеров с Фолклендских островов, и свозят на Южные Оркнейские острова в Антарктиде. И только после этого вернутся в Тихий океан и через Питкэрн вернуться в Новую Зеландию. Пока мы болтали проснулись и другие члены экспедиции. Остров Питкэрн стал проявляться из тумана, и уже можно было рассмотреть какие-то детали. Часть третья. Антенны-наше все. Острова Питкэрн (англ. Pitcairn Islands) — единственная заморская территория Великобритании в Тихом океане. Включает в себя пять островов, один из которых обитаем. Находится в южной части Тихого океана, граничит на западе с Французской Полинезией. Острова Питкэрн открыты 26 января 1606 года Педро Фернандесом де Киросом. Острова известны в основном благодаря тому, что их первоначальные поселенцы были мятежниками с британского корабля «Баунти», а также таитянками, которых они взяли с собой на остров. В честь корабля назван залив на острове. Питкэрн — самая малонаселённая территория в мире, с населением 49 человек по оценке 2014 года. Остров Питкэрн был открыт в 1767 году экспедицией английского мореплавателя Ф. Картерета и был назван в честь гардемарина Роберта Питкерна, который первым заметил эту сушу. Питкэрн состоит из 5 островов вулканического и кораллового происхождения: Хендерсон, Дюси (Дьюси), Сэнди, Оэно и Питкэрн. Общая площадь островов 46,5 кв. км, из них самый большой — Хендерсон (37,3 км). Остров Питкэрн — единственный обитаемый остров, вулканический по происхождению (вулканы, имеющие до 335 м в высоту, давно потухли), с крутыми утёсами и сильно изрезанной береговой линией. Остальные острова необитаемы из-за отсутствия пресной воды, хотя на острове Хендерсон обнаружены следы деятельности полинезийцев Климат островов — субтропический морской. Среднемесячные температуры составляют в среднем от +18 °C в августе (зима) до +24 °C в феврале (лето). Июль и август — наиболее сухие месяцы и наилучшее время для посещения островов. Считается, что острова Дюси и Хендерсон были впервые открыты европейцами 26 января 1606 года. Это был португальский мореплаватель Педро Фернандес де Кирос. Он назвал эти острова «La Encarnacion» (воплощение) и «San Juan Bautista» (Св. Иоанна Крестителя), соответственно. Однако, некоторые исследователи выражают сомнения по поводу того, какие именно острова посетил и назвал этими названиями Кирос, предполагая, что на самом деле именем «La Encarnacion» он назвал остров Хендерсон, а «San Juan Bautista» — Питкэрн. Остров был вторично открыт в 1767 году Филиппом Картеретом, командиром британского шлюпа «Суоллоу» («Ласточка»), и назван островом Питкэрн по имени сына морского офицера, который первый заметил землю. Вследствие сильного прибоя Картерет не сделал попытки высадиться, но он заметил падающий с утёса ручей и богатую растительность на возвышенностях. Первоначально остров был необитаем и впервые заселён в 1790 году мятежной командой корабля «Баунти» и таитянками, которых моряки увезли на этот остров. Через несколько лет на острове произошли трагические события, связанные с восстанием таитян-мужчин, которые были слугами белых моряков. В 1808 году остров посетил корабль под командованием капитана Фолджера, согласно отчёту которого «…Примерно через шесть лет после того, как они высадились здесь, их слуги напали на них и убили всех англичан, кроме рассказчика (Александра Смита — прим.), и он был тяжело ранен. В ту же ночь таитянские вдовы восстали и убили всех своих земляков…». Согласно другим данным, после этих событий в живых остались моряки Джон Адамс, Вильям МакКой, Эдвард Янг и Мэттью Квинтал. МакКой и Квинтал научились гнать самогон и устраивали пьяные дебоши. В итоге в 1799 году Адамс и Янг убили Квинтала, который приставал к их жёнам и угрожал убить их детей, а МакКой утонул сам. В 1800 году Янг умер от астмы, но успел научить неграмотного Адамса читать и писать. Wikipedia. В принципе в интернете можно найти много информации, и она немного разнится. Во время нашей экспедиции население острова составляло 27 человек, и все они вышли нас встречать. С рассветом дождь прекратился. Туман над островом редел, и с появлением солнца полностью рассеялся. Стало видно, что остров покрыт буйной растительностью. Причем были видны не только пальмы, которые и должны здесь быть, но и завезенные хвойные деревья. Было любопытно видеть их вместе. Склоны у острова отвесные и практически недоступные. Остается удивляться мастерству моряков «Баунти», высадившихся здесь в конце 18 века. Среди буйной растительности виднелись крыши домов Адамстауна. Город пока спал и признаков жизни не наблюдалось. С одной из скал спадал небольшой водопад, видимо сходила дождевая вода. {youtube}nOZHap8wgXA{/youtube} Если вы помните, я предлагал посмотреть фильм с Мэлом Гибсоном. Надеюсь, вы уже успели это сделать. История бунта на «Баунти» известна каждому англоязычному человеку так же, как мы знаем о бунтах Емельяна Пугачева или Стеньки Разина. Про этот корабль написано несметное количество книг, и поставлены художественные фильмы (1935, 1962, 1984). Не хочется пересказывать сюжет, но скажу, что сами жители Питкэрна считают самым достоверным последний фильм 1984 года, именно тот, о котором я писал. Так вот, Флетчер Кристиан, герой Мела Гибсона, был зачинщиком этого бунта и бежал на Питкэрн. Тут они осели, и основали поселение. Сейчас на острове живут потомки этих моряков-бунтарей и их полинезийских жен. История очень интересная, но в рамках радиолюбительской статьи не хочется утруждать читателя ее подробностями. Итак, с острова в нашу сторону выдвинулся баркас. Без лишних разговоров, после короткого приветствия, нас сняли с Braveheart. Через несколько минут мы уже были на твердой земле. Нас радушно встречало все население острова. Нам вручили небольшие буклеты и бусы, сделанные из семян неведомых растений и мелких ракушек. [widgetkit id="6" name="EY8MM - VP6R галерея 4"]  Все наше оборудование было доставлено на остров ранее. Контейнер с аппаратурой был отправлен на Новую Зеландию еще летом, поэтому у владельцев Braveheart было достаточно времени рассчитать переброску оборудования заранее. Это было очень удобно, так как сэкономило много драгоценного времени. По прогнозу погоды у нас было несколько солнечных дней и надо было торопиться поставить антенны. Нас отвезли на квадроциклах в дом Энди Кристиана (7-е поколение героя Мэла Гибсона), где нам предстояло жить, а также будет находиться одна из двух рабочих позиций. Ральф добился разрешения использовать бывшую радиостанцию для второго лагеря. Уже к десяти утра наша дружная команда активно занялась установкой антенн. Мы привезли с собой по два комплекта трехэлементной Яги на 20-10 метров, и вертикалы на НЧ диапазоны. DX Engineering предоставили очень надежные мачты под волновые каналы, которые можно было составлять по 1-3 колена и поднимать методом «падающая стрела». Очень удобное решение, так как с мачтами часто возникают проблемы. Если слишком легкая, то гнётся и не надежная, если слишком тяжелая, то нужно много людей и времени для подъема. С этими мачтами все получалось быстро, и главное, надежно и безопасно. [widgetkit id="7" name="EY8MM - VP6R галерея 5"]  К вечеру антенны всех КВ диапазонов, запланированных на этот лагерь, были установлены и настроены. Осталась только антенна на 50 МГц для работы через Луну. До хорошего окна для работы EME еще было время, и эту антенну оставили на попозже. Ребята из RigExpert подарили нам два анализатора AA-55 Zoom. Я очень люблю их анализаторы и брал с собой каждую экспедицию. На этот раз свой прибор везти не пришлось. В каждом лагере оставили по прибору, чтобы оперативно реагировать на проблемы с антеннами, если они возникнут. К моему удивлению не все члены команды были знакомы с ними, и прошлось даже показать, как им пользоваться. Но через час все совершенно спокойно проверяли антенны самостоятельно. Оставшееся время мы посвятили быту. Нас расположили в доме Энди Кристиана. Молодой и энергичный парень, мастер на все руки. Почти все предыдущие экспедиции работали из его дома. Но наша команда была больше всех предыдущих по составу, поэтому Энди пристроил к своему дому гараж, и поселил там десятерых членов команды. Мне досталось дальнее место в уголке этого гаража, что было идеальным раскладом. Я планировал работать в эфире ночью, и отсыпаться днем. Это было самое тихое и спокойное место. На следующий день, 18 октября, была запланирована установка НЧ лагеря на радиостанции. Вечерком я сбегал туда, чтобы примерно прикинуть что и куда ставить. Место оказалось идеальным. Практически на самом верху, ровная площадка, большая территория, домик с хорошей крышей. Конечно, внутри нужна было хорошая уборка, но это никаких проблем не составляло. Было решено, что на установку придут все, чтобы максимально быстро поднять антенну на 160 метров, и потом уже разобраться с простыми диапазонами. Вечером ребята установили и проверили все аппараты и усилители. Наши спонсоры предоставили комплекты трансиверов Flex 6700 и усилителей ACOM 1500. Мы расставили всю мебель и аппаратуру, и подключили компьютеры с логом N1MM. Установку антенны на 160 назначили на 10 утра. До этого момента надо было отвезти на станцию множество коробок с оборудованием, генераторы, топливо, поддоны с кольями и всякими полезными железками. Так как эту антенну еще не собирали, то приходилось обращаться к инструкции все время. Инженеры DX Engineering предусмотрительно за ламинировали инструкцию, с учетом тяжелого климата на Буве. Но и здесь это очень пригодилось, работая в мокрой траве. Антенна состояла из семи трехметровых колен и 10 метровой трубы, на которую сажалась емкостная нагрузка. Растягивалась тремя ярусам оттяжек, плюс ярус для нагрузки. Инструкция не только расписывала, как и что крепить, но и давала четкие расстояния для оттяжек. Все веревки-оттяжки были уже готовы, промаркированы, и сгруппированы. Нам оставалось только находить правильные пакеты и крепить в нужные точки. Такая скрупулёзность избавляет экспедиционеров от мелкой подготовительной работы и экономит много сил для непосредственной работы в эфире. Довольно быстро собрав всю конструкцию, мы были готовы к подъему. И хотя я выступал за прораба на «этой стройке», все-таки попросил Гленна W0GJ руководить подъемом. Я боялся, что в случае непредвиденной ситуации, я могу несознательно переключиться на язык, который мало кто сможет понять, и мне будет стыдно до конца жизни за возможные обороты речи. Гленн прекрасно справился со своей задачей, как и все члены команды. Вертикал подняли с первого раза, без каких-либо затруднений. Но стоит отметить, что у нас было необходимое количество людей, правильная сборка и несильный ветер. С мачтами под 30 метров шутить не стоит. В нашем случае все было сработано очень профессионально. Я уверен, что такую конструкцию мы подняли бы и на Буве, хотя некоторые высказывали сомнения по этому поводу. Но я просил их учитывать, что в случае необходимости можно использовать любое количество колен, так как это фактически модульная конструкция. А такой вертикал поднимать намного проще, чем тонкотрубные конструкции, которые постоянно норовят согнуться в самом неожиданном направлении. После поднятия 160, все разошлись делать остальные антенны. Несколько человек стали разматывать радиалы для главного вертикала, Грег W6IZT начал запускать 80-ку. [widgetkit id="8" name="EY8MM - VP6R галерея 6"]  Вертикал 160 согласовали коробочкой от RA6LBS. Аналогичную я использовал на Амстердаме в 2014 году, поэтому согласовать антенну не составило труда. Родное согласование от DX Engineering отдал на 80-ку, так как там антенна получилась немного короче. В итоге, к концу дня, все НЧ антенны были установлены, плюс яги на 20 метров. Было решено, что целесообразность установки антенн других ВЧ диапазонов на этом сайте определим чуть позже. Грег K9CT уже собрал все станции внутри домика. Оставалось только подключить энергоснабжение, и мы были готовы начать работу в полную силу. Мне не терпелось начать испытание новой антенны. Я сбегал в дом Энди переодеться и принять душ, и к закату был готов принять первый бой….   Часть четвертая. Топбенд. Начало Прежде чем рассказать, что происходило на диапазоне, позволю себе небольшое отступление. Чтобы представлять себе географию наших связей, надо обратиться к моей любимой программе DX Atlas. Работа с картами — это первая часть домашнего задания, которое помогает правильно подготовиться к экспедиции. Изучил перекрытие по темному времени, азимуты и расстояния. Эта часть Тихого океана наиболее удалена от всех густонаселённых радиолюбительских территорий. Если до США получается 6-9 тысяч километров, то до Японии уже более 11 тысяч. До Европы 15 тысяч и более, с очень тяжелыми азимутами на UA3/UA4. Если у западной части шестнадцатой зоны еще есть какие-то надежды на прохождение, то ребятам из Европейской части России придется ждать чуда (прохождения конечно). Мне доверили подготовить концепцию для эффективной работы экспедиции на низкочастотных диапазонах. Это относилось как к оборудованию, так и к тактике работы в эфире. Как и везде, тут есть подводные камни, и моей главной задачей было не упустить ничего из виду, и быть во всеоружии. Кстати, статьи, подобные этой, очень помогают не утерять накопленный опыт. А записки, которые веду уже несколько лет о NEW ONE на 160, позволяют перенимать опыт умных людей, и накапливать оригинальные решения. Кроме передающей антенны, о которой я уже писал, была сконструирована приемная система, которая позволяла коммутировать приемные антенны между тремя операторскими позициями. Андрей RA6LBS специально подготовил коммутацию направлений, рабочих позиций и снабдил ее встроенными режекторными фильтрами. На острове Буве у нас планировались одновременно работающие станции на 160, 80 SSB, 80 CW. Каждый из операторов мог независимо выбирать себе направление приемных антенн. Эта система поехала на Питкэрн, и у нас был идеальный вариант распределения приемных антенн. В двух предыдущих экспедициях, где много внимания уделялось 160: VP8ORK, FT5ZM, использование приемных антенн планировались, но в силу различных причин, запустить их не удалось. В этот раз мы постарались продумать не только вариант А, но и Б, В, Г и…. Ж. Андрей сделал согласующие трансформаторы с несколькими входами, что позволило нам использовать их в различных принципиальных антеннах, если в этом будет необходимость. Трансформатор RBSuper Transformer имел три различных входа по импедансу 800, 450 и 200 ом. Предпочтительной антенной был Беверидж. У нас были подготовлены катушки с проводом по 1000 и 500 футов. Если бы для длинных антенн места не хватило, то эти же трансформаторы можно было использовать для рамок типа DHDL или K9AY. Более того, Андрей положил блоки фазирования, если возникнет необходимость экспериментировать с диаграммами и сужать лепестки. Компания DX Engineering предоставила пластиковые мачты под приемные антенны, так что у нас было достаточно материалов и комплектующих построить хорошую приемную систему. Тактика работы в эфире не менее важный элемент, как и хорошее оборудование. Прохождение на 160 метровом диапазоне трудно поддается изучению и прогнозированию. На самом деле существует только одна правильная тактика – это постоянно быть на диапазоне в темное время суток. Все предыдущие экспедицию я убеждался, что каждая ночь в эфире отличается. Чем дальше твои корреспонденты, тем труднее делать прогнозы. Если на расстояниях 2-5 тысяч километров все находится в понятных рамках, и сильно не разнится ночь от ночи, то на более длинных трассах можно ожидать самые интересные сюрпризы. Как правило прохождение не однородно, и захватывает только определенные регионы. И каждую ночь эти регионы разные. Прохождение подобно облаку садится на ту или иную часть континентов. И самое важное, что может сделать оператор DX-экспедиции – не прозевать эти пики прохождения. А это решается только постоянным присутствием на диапазоне. Соответственно и DX-мен должен не упустить свой шанс. Ведь этот шанс может быть единственным. {youtube}FyyvH0EyASw{/youtube} Еще тут есть те самые подводные камни, о которых я говорил. Если в первые дни на 160 весело, и проводятся связи с высоким рейтом, то во вторую часть экспедиции многие операторы игнорируют этот диапазон ради более «веселых». К счастью, в нашей экспедиции удалось этот вопрос решить, и мы практически не упустили ни одной ночи. К наступлению темноты я уже был на позиции, и подготовил все для напряженной ночи. Как правило, если все хорошо, это будет самая результативная ночь. Самые крутые акулы DXing-а готовы наброситься с первой волной зовущих. Если все нормально с оборудованием, то я надеялся провести 400-500 связей, учитывая свое удаление от всех главных радиолюбительских центров. Мой закат в 02:47Z. Это почти семь местного. Нашей смене привезли ужин, но отвлекаться было нельзя. Первые 15 минут общего вызова прошли безрезультатно. Диапазон пустой. Но эфир прозрачный даже на передающую антенну. На какое-то время даже допустил мысль, что может вообще приемными антеннами заниматься не придется. Но зовущих пока нет. Помню обсуждения в Topband рефлекторе, что все ленятся давать общий вызов, и диапазон пустой. Как-то не по себе от такой мысли, что никому сейчас DX не нужны. Или все мигрировали в FT8. Наконец в 03:00 первый ответ. N7DR быстро проводит связь, и опять тишина. По всей видимости мы попали в кластер, и тут началось веселье! Следующий час провожу 100 связей. Зовут практически все. Американцы, Европа, Южная Америка. Все идут очень хорошо. Эфир очень чистый. Никаких разрядов нет, и принимать одно удовольствие. Меня слышат хорошо, и понятно что антенна отлично работает. Даже европейцы редко переспрашивают. Но что примечательно, зовет исключительно западная Европа. "Облако прохождения" село на них…. Как и предполагалось, зовут самые оборудованные корреспонденты. Почти всех знаю по эфиру или лично. Но попадаются незнакомые позывные США. Значит на Штаты проход очень хороший, раз пробиваются станции со средним сетапом. Никаких направленных вызовов не даю. В первые два-три дня это бессмысленно. Только время терять. А потом, после первой волны, надо ждать прохождения на трудные регионы, чтобы регулировать географию зовущих. В 03:43 слышу еле разбираемый сигнал Романа UR0MC. Очень слабо, и в таком пайлапе я бы его никогда не вытащил. Роман зовет выше всех по частоте. Я просил его, и других ребят делать именно так. В этом случае я смогу понять, когда диапазон открылся на нужный регион. Но сигнал очень слабый. Боюсь, что в этой экспедиции 16 зоне мало что достанется. Если я принимаю Романа на грани, то станциям с более слабым вооружением надеяться можно только на чудо. Второй час оказался удачнее. 113 связей, и стало больше стран из Европы. Прорвались несколько станций из OM/OK и Скандинавии. Для 15 тысяч километров прохождение очень даже приличное. Слушаю выше пайлапа. Там никого. Очень удобен водопад на Flex Maestro. Визуализация Pile Up-функция очень полезная. В 07:00Z подвожу очередной итог: 336 связей. За час провел 123. Темп немного вырос. Продолжает звать Европа, Северная и Южная Америки. Добавилась Океания. Несколько громких ZL и 3D2AG. Оказывается в Пасифике тоже есть активность на 160. Но тут происходит непонятное. В 07:10 звать перестали. Никого. Нет даже самых близких станций из США. Уф! Хорошо хоть 300 с небольшим связей успел сделать, пока не «выключили» прохождение. Тем не менее продолжаю звать CQ. Тут время пришло обратить внимание на давно остывший ужин. К этому моменту во всей Европе уже рассвело. Поэтому оттуда корреспондентов ждать не приходится. В Штатах глубокая ночь. Но дело не в позднем часе. Прохождение резко поменялось. Ответили еще несколько ZL, и первый робкий JA. Потом второй, третий и наконец, первая российская станция RW0CN. За следующий час набираю всего 50 связей. По 10 минут мои CQ остаются без ответа. Постепенно к японским станциям добавились станции США. Иногда зовут станции 19 зоны. Знакомые позывные. Работают быстро, как положено. К 11Z выделился явный пик станций восточного побережья США. На какое-то время, волнами, даже образовывались Pile Up. Зовущие слышат меня хорошо, как правило глухарей нет, и в «рельсу» никто не работает. Счетчик переваливает за 500 связей. Но еще почти три часа до рассвета. Надо бороться со сном. Когда темпа нет, физиология берет свое. Связи все равно копились. Много личных знакомых. Даже позвали ребята-коллеги по прошлым экспедициям. Громко зовет Паша RV0AR. Перед каждой экспедицией «обмениваюсь с ним мнениями» по поводу антенн. Фактически гружу бедного Пашу своими идеями по расчету на MMANA, а он как человек воспитанный, никогда не говорит нет. Спасибо Паша! Надеюсь, хоть этот NEW ONE засчитаешь в качестве компенсации. С рассветом прохождение заканчивается. Работаю еще нескольких американцев, и первых UA9. Диапазон закрывается. Можно подводить итоги. За ночь получилось провести 714 связей. Западная Европа шла очень

Комментариев нет:

Отправить комментарий