суббота, 12 марта 2016 г.

R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 1 Юрий Заруба, UA9OBA Вице-президент клуба "Русский Робинзон", RRC#1 E-mail: nsi@lvs.ru R3CA/0 - ЭКСПЕДИЦИЯ "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО" Первый этап: СРЕДИ ЛЬДОВ ВОСТОЧНОЙ АРКТИKИ Арктическая кругосветная экспедиция "Полярное кольцо", проводимая Экспедиционным Центром "Арктика" Русского Географического Общества под руководством Президента ЭЦ, Вице-президента Национальной туристической Ассоциации, заслуженного мастера спорта Владимира Семеновича Чукова, - часть крупномасштабной международной экспедиционной программы ООН "Дорога в Третье Тысячелетие" и пройдет по побережью Северного Ледовитого Океана в 2002-2004гг. В июне 2002г. успешно завершился первый этап экспедиции по маршруту: Ямал - Таймыр - Якутия - Чукотка, в радиообеспечении которого принимали участие российские радиолюбители. Дополнительная информация и фотографический материал на сайтах клуба "Русский Робинзон" www.hamradio.ru/rrc и ЭЦ "Арктика" www.ec-arctic.ru "Мы выжили там, где вымерли даже мамонты" (из надписи в Нижнеянске, Саха-Якутия). "Все, что ни сделал народ русский в Сибири, было выше сил его, выше исторического порядка вещей" (из надписи на водочной этикетке "Сибирский характер"). Я всю ночь не спал - думал, перебирал в памяти десятки предыдущих экспедиций, работал в эфире, писал информационные письма в интернет, готовился в очередное путешествие - снаряжал 67 по счету радиоэкспедицию. Снова в Арктику, на этот раз в Восточную. Ранним утром приехал Михаил Яковлевич Сушкин (UA9OVM) и мы еще раз критически перепроверили радиоаппаратуру и снаряжение на предмет уменьшения веса и объема, но меньше 60 кг никак не получалось. С тоской кинул взгляд на остающийся киловаттный автомат QUADRA SYSTEM VL-1000 - я летел налегке, без усилителя. На "Мазде" быстро домчались до аэропорта Толмачево, и тут началось... Регистрация шла уже полным ходом, когда я направился в спецотдел, через который уже не раз оформлял провоз экспедиционного оружия. Сотрудника особо не интересовали документы на мой пистолет, он в руках прикинул вес сумки и на глазок оценил его в 1 кг вместе с патронами. После чего, к моему удивлению, я узнал, что услуга по провозу оружия уже платная, а цена зависит не от длины ствола или его калибра, но от веса, причем по самым неразумным тарифам. Мой 26 мм сигнальный пистолет ПС-81 с 15 патронами потянул на полтысячи! Видимо, понимая всю абсурдность ситуации, мне было предложено самому отказаться от услуг оруженосцев, и дан дельный совет - за 400 руб. купить новую ракетницу в Якутске или вообще где-нибудь поближе к месту приключения. Поразмыслив, я согласился, уменьшив свой экспедиционный груз и сохранив 520 руб. в радийном бюджете. Оставшиеся килограммы, за исключением самого ценного - КВ трансивера MARK-V FT-1000MP, благополучно скрылись в чреве самолета. Я почувствовал, что приключения только начинаются. После получасового совещания с участием всех возможных служб аэропорта и кого-то из членов экипажа мне удалось убедить, что радиостанция на самолете - не хитроумная взрывоопасная штуковина весом 14 кг. Этот черный ящик, напичканный электроникой и всякими там кнопками и ручками с надписями на английском языке, есть просто трансивер самой последней модели, мощностью 200 Вт и предназначен исключительно для радиосвязи. Не знаю, что больше убедило проверяющих - мне показалось, что впечатление произвели яркие нашивки на моем антарктическом пуховике, эмблема нынешней Арктической экспедиции "Полярное кольцо", лейбл экспедиционного центра - северное полушарие земли с восседающими на нем крупными буквами "АРКТИКА" и таинственная латиница R3CA/0. Мне повезло, что рядом на американском английском языке иностранные экспедиционеры начали втолковывать о безопасности своего чудо-прибора для выработки чистого водорода, которые они тоже намеревались протащить в салон, наслышанные о нашем грузовом сервисе. Вахтеры переключились на новые объекты, неусыпно бдя интересы Родины и получая от этого видимое удовольствие. Мне все еще не давали "зеленого коридора" и я почти со смехом наблюдал разворачивающийся спектакль: "досмотр пассажиров проводится в интересах самих пассажиров". Почему-то вспомнилась пословица: "Спасение утопающих дело рук самих утопающих" и для спасения трансивера и всей радиолюбительской части экспедиции я шагнул на встречу представителю экипажа. На мой вопрос "какое напряжение на борту самолета?" он пробурчал что-то непонятное, на что я быстро среагировал: - Вот видите, а моя радиостанция работает только от 220В и я включить ее не смогу. Не давая опомниться, я начал говорить о том, что специально для этого в экспедиции будет бензоэлекроагрегат, и у меня с собой его нет. Сотрудник, осмотрев меня с ног до головы и убедившись, что у меня с собой действительно нет ни бензоагрегата, ни бензина, наконец-то дал "добро" пригрозив на будущее. И уже в качестве, наверное, морального самоудовлетворения наотрез отказался пропускать мой рыбацкий ножик, сославшись на недавний категорический запрет провоза любых колющих и режущих предметов в ручной клади - нужно было идти и сдавать в багаж, а значит еще задерживать вылет самолета. Я решил оставить свое "холодное оружие" провожавшим. Теперь мне нечем было нарезать колбасу и лимон, которые я предусмотрительно прихватил вместе с фляжечкой коньяка на борт самолета, но зато у меня на руках был трансивер. А значит - экспедиция началась! Лайнер ТУ-154 взмыл в утреннее небо, и все проблемы остались на земле. За 3 с небольшим часа мне предстояло преодолеть первые 3000 километров. Между тем я анализировал инцидент, суть которого полностью надумана, но причина более чем понятна. После сбитого украинской ракетой нашего российского ТУ-154 новосибирская авиакомпания "Сибирь", которой собственно и принадлежал тот самолет, останки которого сейчас покоятся в темных водах Черного моря, резко ужесточила меры безопасности, граничащие с абсурдом и здравым смыслом. Жаль, что вновь страдают пассажиры, но не виновники авиакатастроф и прочих чрезвычайных происшествий. Мои мысли были и вокруг энергопитания: я имел аппарат только на 220В, у которого не было, как у обычного FT-1000MP и большинства других портативных трансиверов, 12В питания. Я сильно рисковал, но желание иметь полные 200 Вт победило подгруппу c LP (low power) трансиверами. Без усилителя работать в pile-up на 100 ватт и дипольную антенну тяжело. В итоге я выбрал все, что легально разрешено для первой категории в России - возможно, это была первая радиоэкспедиция последних лет, где на мою информацию о выходной мощности передатчика иностранцы не добавляли загадочного выражения "да-да, знаем русские 200 Вт". К тому же хотелось впервые обкатать новинку в экстремальных условиях полярной экспедиции. Я надеялся на 2 кВт бензоагрегат, который руководитель экспедиции Владимир Семенович Чуков привез из Москвы в Салехард к месту старта. Сейчас, когда я остался из радистов один, мне вполне хватило бы моего маленького YAMAHAEF-1000 или вообще сверхлегкого (~7кг) HONDASH-350. К сожалению, Дмитрий Огнистый RA3DEJ в последний момент сошел с дистанции еще до старта, а Президент клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон" Валерий Сушков RW3GW, с которым мы собирались присоединиться к маршрутной группе еще в Хатанге, попал в "форс-мажор" на работе и тоже не смог. Мне физически трудно было осилить все: мощный усилитель, направленную антенну, мачту, запасной трансивер, компьютер... Я остался один на один с единственным радио и простой проволочной антенной G5RV. Мой мозг лихорадочно просчитывал варианты с АБ-шкой - в Заполярье есть свои проблемы. Здесь не так просто достать бензин A-92, но предлагают какой-то малогорючий Б-92, трудно найти даже "восьмидесятый", зато хоть залейся настоящего арктического дизтоплива - известный зимний дефицит на материке. Лайнер "плыл" на высоте 10.000 метров, а мои мысли были уже где-то далеко среди льдов, на Крайнем Севере. Впереди был Якутск и тысячи километров пути. Я летел на северо-восток, на встречу Солнцу и приключениям, а над страной вставал в полный рост новый день - День Победы, 9 Мая 2002 года. МОЙ ДОМ - ТУНДРА Ледяной синевой неба и ярким солнцем встретила меня столица Якутии. В аэропорту Якутска - Валерий Чесноков, наш бывший радиоцентровец, выпускник радиотехнического факультета Новосибирского электротехнического института (где не ступала нога НЭТИ-нцев?), ныне НГТУ. Сейчас Валерий имеет позывной RW0QF, а его жена Марина - RW0QU. Значит - бессонные ночи на РТФ-овской коллективке RW9OWM не прошли даром. Среди встречающих был Председатель Федерации радиоспорта Якутии Георгий Иванович Пеня (UA0QAS). Благодаря нему и Ответственному секретарю ФРС Дохтуровой Тинатин Лаврентьевне (UA0QKB) мои транзитные билетные проблемы были решены заранее. Несмотря на праздники, также легко, по-радиолюбительски, был решен вопрос моего визита на RK0Q. Честно признаться, меня долгое время интриговал вопрос, что это за станция такая с экзотически коротким позывным. Оказалось, что RK0Q - постоянный позывной центральной радиостанции Республики Саха, расположенной в здании республиканской ОТШ РОСТО по ул. Мерлинского-Бестужева,6. Крышу технической школы украшают великолепные направленные антенны: 8-ми элементная Yagi c 4-мя активными логопериодическими вибраторами, полноразмерные 3 элемента на 40м, не считая других, не менее интересных мачт и антенн. Саму коллективную радиостанцию, расположенную на 3-ем этаже, отличает редкий ныне дух настоящего радиолюбительства: уют автономной радиорубки, мощные шкафы военных передатчиков "Вяз" и еще чего-то поменьше, добротно сделанные трансиверы и индикаторы поворота антенн, многочисленные дипломы и кубки за победы в соревнованиях. В помещении QSL-бюро романтика и порядок, установленный еще со времен Валерия Бессарабенко UA0QBB. На полке замечаю наполовину наполненный стакан, покрытый сверху куском хлеба - это в память о предыдущем Председателе ФРС Юшкове А.Д., UA0QBI SK - поясняет Георгий. Здесь свято берегут традиции и чтут память о безвременно ушедших коллегах. На столе огромная, как минимум 3-х литровая, бутыль с автографом UA0QBB. Это вместо графина для заседаний. Достаю свои сибирские гостинцы - 9 разносортных бутылок новосибирских фирменных водок: "Отечество", "Сибирская тройка", "Сибирский характер", "Премьер", "Походная"... Каждая из сувенирных бутылочек напоминает о сибирских инициативах. К сожалению, я не смогу встретиться с якутским радиолюбительским активом и улетаю в Нижнеянск уже завтра утром. Вместе с вымпелами Союза радиолюбителей России и Совета Сибирских ФРС оставляю и свежие Итоги Чемпионатов Азиатской части РФ - здесь наши соревнования знают и участвуют в них активно. Радиолюбительский дух чувствуется во всем: "коллективка" не только кузница новых кадров и штаб-квартира радиоспортсменов, лаборатория по внедрению новых технических решений и полигон для их обкатки, но и действующий спортивный центр и вообще дом на все случаи жизни - здесь временно остановился и радиолюбитель Николай Самуленков (RA0QN) с женой, он собрался перебираться из Среднеколымска в Новосибирск. Мир тесен! Еще раз убедился в этом, случайно встретившись с известным нижегородским путешественником Валентином Ефремовым (RA3TND) прямо в аэропорту. В прошлом году, проезжая на своем желтом экспедиционном бронетранспортере через Новосибирск, Валентин гостил у меня. Экспедиция на БТРе и воздушном шаре "Святая Русь" направлялась из Нижнего Новгорода к побережью Моря Лаптевых и далее на острова Анжу. Сложное путешествие, но на каждом этапе, в каждом городе и поселке, где есть радиолюбители, у RA3TND/9/0 всегда были помощники: Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Нерюнгри, Якутск. Сейчас БТР Валентина дожидается в устье Яны - цель нынешней экспедиции RA3TND/0 исследование острова "Кигилях" и поиск "каменных великанов" на Новосибирских островах. А это значит, что мы вместе летим в Нижнеянск - вот так совпадение! А пока мы гуляем по праздничному городу. Хотя Якутск на 63 параллели, я был удивлен - как во всех заполярных городах здесь многоэтажки стоят на сваях на 18 метров уходящих в вечную мерзлоту - кругом тундра. Встречаются провалы грунта: случается даже, что и дома падают - некоторые строения рухнули из-за "ухода" фундамента. Одно такое здание, речного училища, я видел собственными глазами - страшноватое зрелище - тундра она многолика. Вот такая она стихия: то наводнения здесь от широких разливов могучей реки Лены, то самые отрицательные температуры - знаменитый Оймякон где-то рядом, а в Верхоянске вообще Полюс холода - минус 76,2 С. Якутия! Кстати Саха - это и есть Якутия на национальном языке. Пять Европ! Вообще как-то холодает, и мы посещаем резиденцию RA3TND/0 в гостинице "Лена" - Валентин угощает всю делегацию настоящей водкой "Сормовской", привезенной из самого Нижнего Новгорода. Знакомимся с его товарищем по предстоящей экспедиции - видеооператором Виктором Опортовским - под его аккомпанемент на аккордеоне мы дружно и проникновенно исполняем песню "Есть только миг" из кинофильма "Земля Санникова". Вообще Cеверная земля богата на уникальные личности - Валентин знакомит меня с еще одним интересным человеком - якутским казачьим атаманом Вячеславом, капитаном яхты "Якуцк", первой совершивший проход Северным Морским путем еще в 1990 году. Оказалось, что он лично знаком с Николаем Литау, капитаном яхты "Апостол Андрей" (R3AL/MM) клуба "Приключение" Дмитрия Шпаро (UA3AJH). "Апостол Андрей" - вторая яхта, повторившая полный проход по СМП - тогда в 1999 году путешественники высаживались на остров Большой Бегичев (NEW ONE, n.AS-152), но не "радиооткрыли" его. Сейчас R3AL/MM бороздит воды Тихого Океана где-то в южной его части, пройдя Атлантику, Антарктиду и одну из радиолюбительских вершин - остров Петра I. В который раз убеждаюсь - мир тесен! Один из моих жизненных афоризмов гласит: "земля имеет форму чемодана - много углов, обязательно встретимся"(hi). В завершение вечера - прогулка на центральную площадь города к памятнику национальному герою Якутии - Манчары. Праздничный салют в честь Великой Победы при большом стечении народа - захватывающее зрелище и я с переполненными чувствами возвращаюсь на RK0Q. Утром в знакомом уже аэропорту собираемся на рейс "Полярных авиалиний". У RA3TND/0 более 300кг экспедиционного груза - в Нижнеянск помимо снаряжения и аппаратуры Валентин сотоварищи везут консервированное продовольствие, мешок картошки, лук, спонсорскую водку. Между тем, чемоданов, сумок, рюкзаков, и прочих там баулов у регистрации становится все больше - люди везут с собой буквально все, даже куриные яйца на решетках. Здесь они уже не дешевы - по 28руб. за десяток - интересно, сколько же они будут стоить в Нижнеянске? Определенно, яички будут не простые, а золотые. Благодаря представителю авиакомпании Валерию Павловичу Рогову проблем с перегрузом - вечным бичом всех северных рейсов, у экспедиции не возникает. Напоследок от цивилизации успеваю прихватить на нас троих баночного пива "Три медведя" - мне это начинает нравиться все больше и больше, а между тем АН-24 "Полярных авиалиний" берет курс на Север к низовьям реки с красивым названием Яна. г. Новосибирск - борт самолета ТУ-154 RA-35688 - г. Якутск

Комментариев нет:

Отправить комментарий